Моторное масло: каким оно бывает и как его выбирать.
Моторное масло: каким оно бывает и как его выбирать.
Зачем нужно моторное масло
Казалось бы, ответ на подобный вопрос очевиден: чтобы смазывать двигатель. Точнее, его движущиеся части. На самом деле функции масла в моторе сложнее и многограннее. Вот самые главные из них.
Создание масляного «клина» между наиболее нагруженными вращающимися деталями — такими как шейки коленвала и вкладыши, распредвалы и ГБЦ, подшипники турбокомпрессора. Масло, закачанное под давлением в узкий зазор между поверхностями деталей, исключает их трение друг об друга.
- Смазывание остальных поверхностей трения (например, цилиндров с поршневыми кольцами) и подшипников, что снижает их износ.
- Отвод тепла, охлаждение трущихся поверхностей и компонентов двигателя, нагревающихся при сгорании топлива. Значительную часть тепла от поршней отводит именно масло.
- Удаление из зон трения продуктов механического износа. Задача масла – донести их до фильтра, не позволяя свободно циркулировать по мотору.
- Нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи и других продуктов, которые попадают в двигатель при сжигании топлива в цилиндрах.
- Защита деталей мотора от коррозии.
Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел не просто даже профессионалу. Что уж говорить о рядовом автовладельце, который после окончания гарантийного срока на машину обычно перестаёт обслуживать её у официального дилера и решает покупать масло самостоятельно. И, зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете выбрать вариант, подходящий именно вашему автомобилю.
КАКИМ БЫВАЕТ МОТОРНОЕ МАСЛО?!
Времена, когда на прилавках были только автол (для мотора), нигрол (для трансмиссии) и солидол (для всего остального), давно прошли. Сейчас мы наблюдаем невероятное многообразие строго дифференцированных смазочных материалов, значительную нишу в которых занимают моторные масла. Все их можно разделить на три базовые группы, в зависимости от главного их компонента (основы).
1. Минеральное масло. Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что «минералка» предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях.
Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки – их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
2. Синтетическое масло. В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. На упаковке с таким маслом будут слова Sintetic или Fully Sintetic. «Синтетика» всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах – с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
3. Полусинтетическое масло. Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа в «полусинтетике» солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такое масло дешевле «синтетики».
Однако эксплуатационные свойства любого масла, будь то минеральное или синтетическое, определяются не только и не столько основой, сколько содержащимися в нём присадками. Сегодня для них используются самые разнообразные составы.
Антипенные, чтобы масло не взбивалось движущимися частями мотора и не превращалось в масляную эмульсию.
Моющие — для снятия и растворения отложений с деталей.
Антиокислительные, которые нейтрализуют вредное воздействие на масло выхлопных газов, прорывающихся в полости двигателя через поршневые кольца.
Вязкостные, которые стабилизируют вязкость масла при его нагреве и охлаждении.
Противозадирные, для повышения смазывающих свойств масла.
Стабилизирующие, позволяющие избежать выпадения добавок в осадок при работе масла.
Условия работы масла в разных моторах сильно отличаются, поэтому ещё одна их классификация — по применимости. Так, различают масла для бензиновых, дизельных и турбированных двигателей. Например, у дизеля масло намного больше контактирует с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. И в нём должно быть больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, которая неизбежно сгорает в цилиндрах в том случае, если у этого масла не будет специально рассчитанный на такие моторы состав.
Масло для турбированных двигателей — это, как правило, дорогая «синтетика», способная сохранять свои свойства при повышенных температурах. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также выдерживать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
Впрочем, по мере совершенствования основы и присадок классификация бензин/дизель/турбо постепенно сходит на нет в пользу универсального масла. Как в своё время ушло и деление масла по сезонному принципу «летнее/зимнее» в пользу более точной градации по вязкостно-температурным характеристикам.
И всё же многообразие типов и наименований масел пока сохраняется. Это продиктовано тем, что разработчики самих двигателей создают их в расчёте на строго определённые свойства и качества. Которые сильно разнятся в зависимости от конструкции мотора, степени форсировки и даже используемых в его конструкции материалов.
Определить свойства масла, а также возможность его использования в том или ином двигателе помогает система маркировки моторной смазки. Надо только научиться её читать.
Казалось бы, ответ на подобный вопрос очевиден: чтобы смазывать двигатель. Точнее, его движущиеся части. На самом деле функции масла в моторе сложнее и многограннее. Вот самые главные из них.
Создание масляного «клина» между наиболее нагруженными вращающимися деталями — такими как шейки коленвала и вкладыши, распредвалы и ГБЦ, подшипники турбокомпрессора. Масло, закачанное под давлением в узкий зазор между поверхностями деталей, исключает их трение друг об друга.
- Смазывание остальных поверхностей трения (например, цилиндров с поршневыми кольцами) и подшипников, что снижает их износ.
- Отвод тепла, охлаждение трущихся поверхностей и компонентов двигателя, нагревающихся при сгорании топлива. Значительную часть тепла от поршней отводит именно масло.
- Удаление из зон трения продуктов механического износа. Задача масла – донести их до фильтра, не позволяя свободно циркулировать по мотору.
- Нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи и других продуктов, которые попадают в двигатель при сжигании топлива в цилиндрах.
- Защита деталей мотора от коррозии.
Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел не просто даже профессионалу. Что уж говорить о рядовом автовладельце, который после окончания гарантийного срока на машину обычно перестаёт обслуживать её у официального дилера и решает покупать масло самостоятельно. И, зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете выбрать вариант, подходящий именно вашему автомобилю.
КАКИМ БЫВАЕТ МОТОРНОЕ МАСЛО?!
Времена, когда на прилавках были только автол (для мотора), нигрол (для трансмиссии) и солидол (для всего остального), давно прошли. Сейчас мы наблюдаем невероятное многообразие строго дифференцированных смазочных материалов, значительную нишу в которых занимают моторные масла. Все их можно разделить на три базовые группы, в зависимости от главного их компонента (основы).
1. Минеральное масло. Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что «минералка» предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях.
Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки – их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
2. Синтетическое масло. В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. На упаковке с таким маслом будут слова Sintetic или Fully Sintetic. «Синтетика» всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах – с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
3. Полусинтетическое масло. Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа в «полусинтетике» солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такое масло дешевле «синтетики».
Однако эксплуатационные свойства любого масла, будь то минеральное или синтетическое, определяются не только и не столько основой, сколько содержащимися в нём присадками. Сегодня для них используются самые разнообразные составы.
Антипенные, чтобы масло не взбивалось движущимися частями мотора и не превращалось в масляную эмульсию.
Моющие — для снятия и растворения отложений с деталей.
Антиокислительные, которые нейтрализуют вредное воздействие на масло выхлопных газов, прорывающихся в полости двигателя через поршневые кольца.
Вязкостные, которые стабилизируют вязкость масла при его нагреве и охлаждении.
Противозадирные, для повышения смазывающих свойств масла.
Стабилизирующие, позволяющие избежать выпадения добавок в осадок при работе масла.
Условия работы масла в разных моторах сильно отличаются, поэтому ещё одна их классификация — по применимости. Так, различают масла для бензиновых, дизельных и турбированных двигателей. Например, у дизеля масло намного больше контактирует с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. И в нём должно быть больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, которая неизбежно сгорает в цилиндрах в том случае, если у этого масла не будет специально рассчитанный на такие моторы состав.
Масло для турбированных двигателей — это, как правило, дорогая «синтетика», способная сохранять свои свойства при повышенных температурах. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также выдерживать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
Впрочем, по мере совершенствования основы и присадок классификация бензин/дизель/турбо постепенно сходит на нет в пользу универсального масла. Как в своё время ушло и деление масла по сезонному принципу «летнее/зимнее» в пользу более точной градации по вязкостно-температурным характеристикам.
И всё же многообразие типов и наименований масел пока сохраняется. Это продиктовано тем, что разработчики самих двигателей создают их в расчёте на строго определённые свойства и качества. Которые сильно разнятся в зависимости от конструкции мотора, степени форсировки и даже используемых в его конструкции материалов.
Определить свойства масла, а также возможность его использования в том или ином двигателе помогает система маркировки моторной смазки. Надо только научиться её читать.
28.09.2022